Перейти к контенту →

Сохрани мою речь навсегда.

Фильм режиссёра Ромы Либерова — «Сохрани мою речь навсегда» — выложили в сеть. О режиссёре разговор отдельный, о нём я узнал совсем недавно, из хорошего интервью в нижегородской газете «Селедка» и был крайне порадован, очень понятные и близкие вещи он там говорит. Тем любопытнее было как-то дождаться фильма, в кинотеатре мы его пропустили, хоть и лежал на тумбочке флаер. И вчера посмотрели.

Заявленный непростой художественный язык картины, к приятному удивлению, не оказался дикой абстракцией, хотя там миллион шансов свалиться в неё. Фильм не демонстрирует «поглядите-какого-небывалого-внутреннего-мира-автора» (хотя подспудно мы видим и это), но в первую очередь говорит со зрителем. Именно говорит, а не просто рассказывает; говорит о сложном, но аккуратно заботясь о том, чтобы быть понятым, получить отдачу. Это получается, потому что то и дело ловишь себя на внутренних ответах автору.

Отдельные аплодисменты — внимательному отношению к деталям, к глубинному пониманию их важности; к деталям, которые непонятно из чего собраны и как им всё это удалось вообще — красивая загадка. При всех приметах условного «арт-хауса» повествование на удивление стройное и лёгкое к восприятию, при всей тяжести и сложности содержания. Как люди находят такие сочетания и пропорции — я не понимаю, но аплодирую.

После просмотра долго говорили не только о самой картине, сколько о вот таких биографиях вообще. О том, какой важной составляющей в восприятии творчества они являются, отдавая тот объём, который незримо лежит огромным вторым планом под всяким произведением. Позволю себе даже такое сравнение: стихи — это слова, картины — это изображения, песни — это звуки. Хоть тысячу раз прекрасные слова, изображения и звуки, но сколько раз мы замечали, как знакомство с их историей задавало совсем другой темп и глубину их дыханию. И как они становились по-настоящему живыми.

Хотя этот взгляд внутрь часто имеет и обратную сторону. Нередко те, кто берёт на себя роль такого «биографа» пренебрегают профессиональной, да и просто человеческой, чистоплотностью и прикрываясь рассказом о большом художнике, кормят мелочную прихоть — рассказать о себе. Так мы имеем всю эту пошлую документалистику (и не только), где вытаскиваются наружу исключительно пороки — кратчайший путь к вниманию масс. Теперь мы знаем, что этот бухал, этот торчал, этот блядовал, а этот и вовсе — о! ужас! — с себе подобными. Чаще всего — всё сразу. Ключевые же детали личности и судьбы в таких «биографиях» проходят вскользь, служат только сюжетной основой для пикантных подробностей. Зритель с удовольствием ахает и причитает, потом смачно пересказывает и обсуждает в курилке или за столом особо острые эпизоды. Не замечается при этом, кроме спрятанной сути, ещё вот какое сообщение в этих всех «скандалах-интригах»: то что все участники таких обсуждений сами точно такие же шкафы ходячие с громыхающими скелетами. Среди всех — семьи, друзей, коллег, соседей; повседневных продавцов-водителей-клиентов, совсем случайных и мимолётных людей; среди нас самих просто тьма носителей тех или иных пороков или целых их наборов. Но только знаменитостям это вменяется в вину — через риторическое «ну, тоже люди» (мы им как бы разрешаем наше простолюдинское) — всё равно глобально виноваты. Потому что они — артисты, художники, поэты — доминантные личности, нам ими надо любоваться, нам надо с них пример брать. Мы хотим быть похожими только на хорошее, поэтому они должны соответствовать! Должны, должны, должны!

А они ничего нам не должны. Они всё нам отдали, гораздо больше, чем мы даже способны унести. Им просто нечего больше должать. Это мы им всем должны, очень сильно. Должны принимать всё это, понимать, бережно хранить, пользоваться этим, становиться лучше. Осторожно передавать дальше. Вот «Сохрани мою речь навсегда» — как раз именно такой случай. Очень правильный, бережный и честный перед собой и главным героем, предметом этого повествования.

Опубликовано в кино Рекомендовано

1 комментарий

  1. Аноним

    классно написано

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.