Перейти к содержанию →

Психея. Таллин, Рига 2016.

Восьмой час утра, едем по КАДу. Странное чувство: сижу в точно таком же автобусе, в каких мы ездим на гастроли, но вокруг сплошь незнакомые люди, на рок-музыкантов ничем не похожие. “Кто эти люди и что они тут делают?!” — внезапный внутренний вопрос время от времени одёргивает меня :)

Первый час едем по знакомой до каждого куста трассе Петербург-Таллин — до Кингисеппа нам по пути, после мы с Катей сворачиваем в сторону Пскова, в деревню, сегодня автобус едет к границе. Вот этим маршрутом мы не ездили давно. В паузе между российским и эстонским пограничным пунктом слышу в автобусе слово “Психея”. Бьюсь об заклад, это девушка с ярко-крашенными в разные цвета волосами, они с парнем обсуждали на первом контроле прогулку по Старому Городу. А это именно то, зачем я и еду отдельно от группы, если не считать работы с текстом в пути: шесть дополнительных часов в нынешнем моём режиме, это то, за что не грех заплатить сверх положенного. “Заплатить за возможность поработать дополнительные шесть часов” — что происходит? :) Да ничего удивительного, просто в наших говорливых машинах мне этого не удастся. А здесь — пожалуйста. Никто никому не знаком, никто не разговаривает. Тому и быть.

 

IMG_20160402_103415.jpg

Трудности перевода.

IMG_20160402_103511.jpg
IMG_20160402_103605.jpg
IMG_20160402_103914.jpg

В Нарве остановились на объявленные 15 минут. Часть пассажиров пошла покупать кофе в киоске на остановке. Я свалил сделать круг: мне в предвкушении прогулки уже не сидится на месте, жажду впечатлений спешу утолить уже сейчас. Обошёл окрестности: милая провинциальная медлительность, архитектурная смесь советского наследия и европейского «никуда-не-денешь» влияния; продавщица в магазине сказала: — Рубль десять! — за шоколадный батончик. Уместна тут саркастическая ухмылка? Нет, ничего, кроме накатывающего умиления: “рубль десять!”. У меня в рюкзаке горсть мелочи: с прошлых поездок мы всякий раз высыпали содержимое карманов в глиняный чайник на полке, сегодня утром Катя напомнила мне о его существовании. Денюжки, возвращайтесь домой. Медлительность граждан, знакомый стиль фасадов — всё примерно как в любой российской провинции, за одним шикарным исключением: чисто. Ни на тротуарах, ни на газонах, вообще нигде нет мусора. Это такая мелочь, но это так красиво.

Едем дальше, начались аккуратные поля, по левую руку — великаны-ветряки торчат из-за леса. Возвращаюсь к работе. Который раз одёргиваю себя, чтоб не растянуться на весь поперечный ряд, как это обычно делается в гастролях. Занятная психомоторика: ловлю себя на движении ног, чтобы снять кеды. Еду дальше. Надо поинтересоваться у наших, как там прохождение границы. Либо держать интригу до встречи в ресторане. Или не в ресторане. Ладно, выбираем интригу.

Люди кругом мучаются, а я один такой ковбой закалённый — не мучаюсь. Все пытаются спать в каких-то неудобных позах, на лицах страдания; мне же всё в привычку — просто скоро приеду в пункт назначения.

IMG_20160402_121001.jpg

Даже просто разглядывание пейзажей за окном дарит столько радости, что приехать в Таллин в неправильном расположении духа — без шансов. Аккуратные поля, ухоженные хозяйства, ветряки, домики эти красивые — всё как в сказке; обочины вдоль трассы без мусора — возможно, главная примета цивилизованной Европы.

IMG_20160402_135044.jpg

Приезжаю на автовокзал довольный как слон, не могу сдержать улыбки. Светит солнце, погода — просто подарок, напрямую топаю в центр с заходом в какой-то невероятный алкомаркет за бутылочкой дешёвого бурбона на вечер. Ближе к центру — сплошь концерты: в торговом комплексе артисты, возле торгового комплекса — артисты, в парке — духовое трио с крутым барабанщиком.

IMG_20160402_142343.jpg

IMG_20160402_142421.jpg

IMG_20160402_142518.jpg

IMG_20160402_142741_hdr.jpg

IMG_20160402_143104_hdr.jpg

IMG_20160402_150138_hdr.jpg

IMG_20160402_151936.jpg

IMG_20160402_152201.jpg

IMG_20160402_152543.jpg

IMG_20160402_152739.jpg

Иду к заливу, на бетонную громадину неизвестного мне назначения, предельно странную и немного пугающую. Её грубая геометричность — просто рай для фотографов, а вид с неё открывается и вовсе чудесный, за это её любят все остальные. Прогуливаются парочки, компании, школьники курят и пьют сидр, укрывшись от города толстенными стенами; фотографы разных мастей. Долго там не задержаться, с моря дует довольно холодный ветер, иду в Старый город и его кривыми улочками, где знаком каждый угол, иду к ресторану на дальней площади. Везде музыканты, множество иностранцев, там русский репер клип снимает, там у молодой группы берут интервью. Город просто утопает в атмосфере праздника.

IMG_20160402_155226.jpg

IMG_20160402_155331.jpg

IMG_20160402_155449.jpg
Вот такие «дырки» в штукатурке не случайны, таким образом демонстрируется материал и тип кладки. Так же, на зданиях Старого Города часто можно встретить план «внутренностей».

IMG_20160402_155639.jpg

Таллин в нашем семейном рейтинге занимает верхние строчки, среди немногих европейских столиц, которые нам довелось посетить, он каким-то странным образом оставляет всегда особый след. Не в последнюю очередь, конечно, его географическая доступность и почти отсутствие языкового барьера, но много раз мы сознавались друг другу, что не в этом дело. Он компактный, но в то же время, за счёт того, что он очень разный — он кажется большим. Ты вполне осиливаешь его пешими прогулками, но ощущения «и что, это всё?» — никогда не возникнет. Он удивляет, умиляет, он удобен и не даёт заскучать. Мы любим-любим-любим Таллин, но в этот раз Катя осталась дома — гастрольная чехарда не для неё. Повторим позже, но вместе.

IMG_20160402_161820.jpg

IMG_20160402_164729.jpg

IMG_20160402_172840.jpg

Прихожу к ресторану, приношу вполне нагулявшийся аппетит, наши уже там. Вкусно обедаем и едем в клуб. Первое выступление в промзоне, я с приятным удивлением отмечаю, что уже был там, на закрытом концерте французов Mars Red Sky. Пока есть время, обследуем заброшенные помещения, где всё колоритно и чуть страшновато, как всегда на мёртвых заводах.

IMG_20160402_181617.jpg

IMG_20160402_182149.jpg

Мы играем в огромном ангаре. Лайн-чек делаем непосредственно перед выступлением, спешно и суетно. Разномастная публика пока что перебралась в соседний ангар, там фестиваль крафтового пива и без специального браслета туда не пускают, слово “Artist“ на моём бэйджике ничего не значит, охранник вежливо мотает головой. Оно и понятно, вход в тот ангар стоит сотню евро на два дня и полторы тысячи билетов были распроданы за пару месяцев до события. За такой билет в том ангаре бесплатно льют пиво десятки лучших крафтовых пивоварен мира, среди которых только четыре — таллинские; сорта пива меняются два раза в день, и вместе с регулярной сменой артистов на концертной площадке — это прекрасная карусель. Но это мне расскажут потом, а пока нет никаких сожалений: не пустили, так не пустили. В гримёрке свой мини-фестиваль, стоят несколько коробок разного крафта в бутылках, в основном это «Pohjala». Горькое, с хвойными нотками вполне вкусное, но вот кисло-солёное пиво вызвало только недоумение. Говорят, какая-то модная новинка, но я счёл вкус крайне негодным для приятного употребления и не думаю, что это способно прижиться. Ощущение такое, что целая партия “не получилась” и решили преподнести это как особый сорт, чтобы не выкидывать тонну жидкости. Крафт есть крафт, он может быть весьма странным.

Звук в ангарах всегда странноватый, но у нас почему-то получается выдать вменямую картинку, в который раз наблюдаю, как лайнчек (просто проверка прихождения всех сигналов) без саундчека даёт вполне приемлемый результат. Если разницы нет, зачем платить больше? Играем с удовольствием, времени всего 40 минут, нужно успеть получить всё возможное от этого отрезка. Сил много, настроение прекрасное, всё делается в кайф и это видно по всем. Грохочем шестью или семью боевиками, концерт окончен. Очень непривычное чувство, словно тебя выдернули с первой четверти выступления и на этом всё. Давненько мы не играли фестов в урезанном временном режиме не хэдлайнера, хотя и выступали последними.

Довольно спешно грузимся обратно в машины и едем в Старый город, готовиться ко второму выступлению. Это ещё одна серьёзная странность: мало того, что концерт уже всё, а при этом даже не стемнело, но вечер не окончен. Если мне не изменяет память, такое в нашей практике впервые. Тем интересней.

Петлять по Старому Таллину на машинах — непривычное занятие, отдающее какой-то неправильностью, даже кощунством: там надо гулять пешком. Выступаем в крутом месте, многоэтажный клуб, основной вход с улицы, а выход на сцену прямо с той улицы, что меж каменных стен идёт наверх, к смотровым площадкам, все кто бывал там помнят этот каменный коридор с перилами. И вот там слева дверь в стене — это прямо на сцену :) прохожие заглядывают туда и недоумевают: ого, у них там концерт!

Выгружаемся прямо через сцену, занимаем инструментами угол в сложно устроенной гримёрной и сразу покидаем клуб: там хоть и совершенно шикарная атмосфера, но громко и толчея. Поэтому валим гулять, до выступления есть пара часов, и провести их в концертном шуме, значит вымотаться к моменту выхода на сцену. Кроме того — не устану повторять — я слишком люблю Таллин, чтобы сидеть в помещении, никаких стен, кроме наружных. Вдвоём со Славкой Кочариным идём наверх, само собой; обходим церковь, направляемся к смотровым площадкам. Уже совершенно темно и нам видны в основном лишь огни города, детального изображения мы уже не получим. Это не важно, я всё равно знаю каждый гвоздь, всё сто раз видел. Просто находиться там, дышать холодным ветром, заглядывать в ночные окна — уже счастье и отличный отдых. Помаленьку выпиваем бурбона, говорим в ночной тишине. На второй площадке встречаем нашу шумную толпу, к которой уже примкнули местные друзья. Так бы и провели там время до концерта, но сильно похолодало, возвращаемся в клуб.

IMG_20160402_211627.jpg

Там прекрасная кутерьма, на следующий день в дороге будем обсуждать, что атмосфера своей чистотой, непринуждённостью, искренностью напоминает курганские сейшены девяностых. Чистое веселье, никаких понтов, всё предельно просто и честно. Кажется, что все друг друга знают, клуб выглядит как семейная вечеринка, только семья ооочень большая и дружная. Публики — под завязку. Когда отыграем концерт, силы резко покинут тело, мои наивные планы пойти гулять по ночному городу добровольно отменяются. Мы едем в Park Inn и очень долго нас не могут заселить, произошла какая-то путаница, вместо нас заселили другую группу и теперь они искали другие номера. Добравшись до кровать вырубился я мгновенно. Две страны за один день, два концерта за один вечер — пусть и коротких, но в полную силу — это интересный опыт. И очень утомительный.

IMG_20160403_115415.jpg

Утром выпотрошили шведский стол за завтраком и покинули прекрасный отель. Чем хороши знаменитые сетевики, так это тем, что в них будет гарантированно узнаваемый отличный сервис и всё для человека. По пути в Ригу мы будем вспоминать истории из своих жизней, связанные с гостиничным бизнесом в России и в остальном мире и сравнения эти будут в абсолютную пользу Европы. Это вообще два разных измерения, общее только название. В России гостиницы могут быть хорошими только в двух случаях: или это мощные мировые сетевики, как тот же Park Inn; или отель построен и внутренне организован с нуля, как нижегородский «Кулибин», например: ноль совкового наследия.

IMG_20160403_143054.jpg

IMG_20160403_143454.jpg

IMG_20160403_143659.jpg

IMG_20160403_144050.jpg

В дороге отрезок пути проходит вдоль моря, едва завидев искрящуюся на солнце кромку воды, я запрашиваю пятиминутную остановку, и почти сразу мы выгружаемся на песок среди сосен. Смена обстановки шикарная, мы заряжаемся морским воздухом и видом, едем дальше. В Риге приезжаем в знакомое место, впервые мы там выступали в том же клубе. Заброшенные задворки промзоны рядом с железной дорогой, жухлая листва, обломки кирпича, ржавое железо. И ни души. Недолго балдеем на солнце, потом за нами приходит Илья, организатор. В гримёрке успеваем поругаться с директором клуба, молодой девицей. Курим мы тут, а у неё пожарная сигнализация не отключается, приедут пожарные и всё такое. Ладно-ладно, будем курить на улице, говорим. Но ей отчего-то этого мало. Ей многое надо нам сообщить: что мы не Нойз МС, и что на нас не 600 человек будет в зале, что САМ Нойз ходил курить на улицу, а мы тут чё, круче Нойза? Все наши “ладно-ладно, хорошо!” ей мимо ушей, она ещё раз напомнила, что она директор, что у неё есть рубильник и каааак отключит она нам свет. Пять раз сказанное «хорошо, все будут курить на улице» её не убеждало, разошлась не на шутку. Нойз да рубильник, Нойз да рубильник — вместо предупреждения о сигнализации накидала нам понтов три короба. Но вот в чём фокус, «директор» — это не умение орать, директор — это не власть и рубильник, как принято думать, это в первую очередь ответственность. Поэтому, если хочешь хвастать высокой должностью, проверь, всё ли так в твоём подведомственном заведении? Есть ли туалетная бумага в туалете? Защёлки на дверях кабинок на месте? А то как-то неубедительно получается. Рубильник, видите ли. Да вырубай, посмотрим, чья рука врубит его обратно. Но она прокричалась и ушла хвастаться победой персоналу клуба.

IMG_20160403_160117.jpg

IMG_20160403_160449.jpg

IMG_20160403_160924.jpg

Ужинать едем в Лидо, там ооочень вкуснятина всё. Кроме того, что заказал Кита. Не знаю, как у него это получается, но он перепробовал у нас по кусочку и сидел недоумевал, что как так-то?

Придумываем устроить прогулку по Старой Риге, но долго и сложно блудим в односторонних, теряем время, потом не понимаем где там парковаться и решаем просто прокатиться по городу и через торговый центр вернуться в клуб к выступлению. Окружающие автомобилисты заглядывают в наши тачки: «чё там за москвичи понаехали?» — у всех наших авто московские номера.

IMG_20160403_161534.jpg

IMG_20160403_181340.jpg

IMG_20160403_191845.jpg

Возникают разговоры о возвращении, наш сет назначен на 20:40, но “я вас умоляю, не раньше чем в 21:30!”. Вскоре позвонят из клуба и скажут что расписание сместилось, выступаем в 21:35. Мы нарезаем круги по Риге, обсуждая, что на какой район похоже: вот Петроградка, вот рядом с Обводным так же. Вот домики, как на Елизаровской и ещё в другом районе, как его… Рига местами вылитый Питер, строили те же архитекторы. Что фасады, что дворы — никакого ощущения другого города. И скоро мы вернёмся в клуб.

IMG_20160404_001923.jpg

1220537762282017728_1598654419.jpg

Далеко не полный зал откровенно фигеет от концерта, играем жёстко, мощно, на полную катушку. Концерт на 5 с плюсом, руки в кровь, странно, что так мало людей пришло посмотреть. Но зато все до единого прониклись и промокли, отличный вечер. Некоторые и вовсе выглядели побитыми :) В гостинице нас селят моментально, так же моментально я засну. И чуть не просплю свой автобус. Но всё-таки уеду обратно именно на нём. Видели растерянного бородача, бегущего в сторону вокзала по утренней Риге? Этот парень был я :)

Опубликовано: Жизнь же музыка Психея рассказы Рекомендовано

10 комментариев

  1. Danoizz

    отличный репортаж! :-)

  2. Аноним

    Отличный отчет

  3. Аноним

    великолепно!

  4. ЗдОрово! Надеюсь, концерты в Европе станут скоро такими же систематическими, как в Мск или Питере. Даёшь экспансию Российской муз культуры на запад!)

  5. Глеб

    Про Таллин всё верно. Ощущение сказки не покидает вообще никогда.

  6. Аноним

    Спасибо. Вы крутые. Есть и будете. Оставайтесь

  7. Denis

    *Бетонная громадина — это заброшенное здание Горхолла — культурно-спортивный комплекс, построенный в 1980-м для олимпиады.
    )

  8. Joe

    В Риге зажгли просто шикарно, давно таких эмоций от концерта не было, шея на два дня выведена из строя)

  9. Аноним

    Читала взахлеб!
    Хочу быстрее раствориться в атмосфере ваших концертов.

  10. Plan

    На концерте в Риге вселенская чёрная дверь открылась.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.